Главная Программы кандидатских экзаменов
joomla

Кандидатский минимум по Философии техники и технических наук

ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу «История и философия науки» «Философия техники и технических наук»

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относящихся к блоку технических направлений наук. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития данной отрасли науки. Соискатели и аспиранты, сдающие этот экзамен, должны освоить содержание тех разделов, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СпбГУ, ИИЕиТ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии. 

1. Философские  проблемы  техники 

1.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

        Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность,  техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

    Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

        Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

        Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования. 

1.2. Техника как предмет исследования естествознания

        Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом 

1.3. Естественные и технические науки

          Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

          Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).

          Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования. 

1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

        Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

        Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

        Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования. 

1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

         Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства. 

Рекомендуемая основная литература:

1.     Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000

2.     Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000

3.     Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977

4.     Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996

5.     Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995

6.     Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989

7.     Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989

8.     Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981 

Дополнительная литература:

1.     Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). М.: Наука, 1997

2.     Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998

3.     Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л.: Наука, 1988.

4.     Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996

5.     Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994

2. Философские проблемы информатики 

2.1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века.

Теория информации К.Шеннона.  Кибернетика Норберта Винера, Росса Эшби. Уорренга Мак-Каллока, Алана Тьюринга, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грегори Бэйтсона, Маргарет Мид, Артуро Розенблюта,Уолтера Питтса, Стаффорда Бира.  Общая теория систем Л.фон Берталанфи, А.Раппорта.

Концепция гипертекста Ваневара Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Синергетический подход в информатике. Герман Хакен и Дмитрий Сергеевич Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных  системах.

 

2.2. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники

Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры  Хопфилда,  Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт. 

2.3. Интернет как  метафора глобального мозга

Понятие киберпространства  ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма  «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ. Наблюдаемость, фрактальность, диалог.  Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования. 

2.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.  

2.5.  Социальная  информатика

Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение  информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования  как составная часть современной социогуманитарной информатики. 

Рекомендуемая основная литература:

1.     Степин В.С. Теоретическое знание. М, 2000.

2.     Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.

3.     Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000.

4.     Винер Н. Кибернетика и общество., М. 1980

5.     Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ, М. 1993

6.     Бриллюэн Л. Наука и теория информации.М.,1959

7.     Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2002

8.     Аршинов В.И Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999

9.     Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г.

10.           Гуманитарные исследования в ИНТЕРНЕТЕ. Под ред. А.Е. Войс- кунского. М.,2000.

11.           Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001

12.           Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2001. 

Дополнительная литература:

1.     Лепский В.Е. Рапуто А.Г.Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М.,1999

2.     Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.,2002.

3.     Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000

4.     Тарасов В.  От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М., 2002.

Кандидатский минимум по Истории химии

 ПРОГРАММА - МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по курсу «История и философия науки» «История химии»

Введение

В основу настоящей программы положена история химии.

Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и Московским химико-технологическим университетом им. Д. И. Менделеева. В программе рассматривается общая картина развития химии, показывающая формирование единых для всей химии представлений о веществах, их химических превращениях, о химических взаимодействиях, системах и их общих законах. Эволюция на этом фоне наиболее важных химических дисциплин и представлений от их зарождения до конца ХХ в. Развитие основных методов исследования в химии. Естественная логическая и историческая взаимосвязь развертывания отдельных направлений (например, химического строения и химической связи, химической термодинамики и химической кинетики и др.) отражена в их сближении или даже скрещивании. 

1. Общие представления об истории химии и ее  методах

Цели и задачи истории химии как неотъемлемой части самой химии и ее самокритического инструмента.

Объекты, предметы и методы истории химии. Система химических наук и ее развитие.

Историческая периодизация как промежуточный результат и как инструмент исторического исследования. Историография химии и химическое источниковедение. История химической литературы (исторического значения рукописи и книги, основные общехимические и специализированные журналы, реферативные журналы справочники ). История химической символики, терминологии и номенклатуры. Традиционная периодизация развития химии. 

2. Обобщенное представление о развитии химии

2.1. Химические знания в Древнем мире до конца эллинистического периода

2.2. Химия в арабско-мусульманском мире VII–ХII вв.

2.3. Средневековая европейская алхимия (ХI–ХVII вв.).

2.4. Ятрохимия как рациональное продолжение алхимии (ХV–ХVII вв.).

2.5. Практическая химия эпохи европейского Средневековья и Возрождения (ХI–ХV II вв.).

2.6. Становление химии как науки Нового времени (ХVII–ХVIII вв.).

2.7. «Кислородная революция» в химии (конец ХVIII в.).

2.8. Возникновение химической атомистики (конец ХVIII–начало ХIХ вв.).

2.9. Рождение первой научной гипотезы химической связи (начало ХIХ в.).

2.10. Становление аналитической химии как особого направления (конец ХV III–середина ХIХ вв.).

2.11. Становление органической химии (первая половина ХIХ в.).

2.12. Рождение классической теории химического строения (середина - вторая половина ХIХ в.).

2.13. Открытие периодического закона (вторая половина ХIХ в.).

2.14. Развитие неорганической химии во второй половине ХIХ в.

2.15. Основные направления развития органической химии во второй половине ХIХ в.

2.16. Формирование теории химических равновесий во второй половине ХIХ в.

2.17. Актуальные химические проблемы конца ХIХ в. 

3. Особенности и основные направления развития химии ХХ в.

3.1 Неорганическая химия.

3.2. Органическая химия.

3.3. Биоорганическая химия и молекулярная биология.

3.4. Химия высокомолекулярных соединений.

3.5. Фармацевтическая химия и химическая фармакология.

3.6. Развитие аналитической химии и методов исследования в ХХ в.

Общеаналитическая методология.

Развитие объектов и предметов исследования и аналитических задач

Общая характеристика возникновения, развития и значения основных исследовательских и аналитических методов ХХ в.

(Оптическая спектроскопия. Фемтасекундная лазерная спектроскопия и фемтахимия. Рентгеновская и гамма-спектроскопия и дифрактометрия.

Электронная микроскопия и зондовые методы. Электронография.

Масс-спектроскопия. Радиоспектроскопия. Хроматография. Операции на твердых и растворимых матрицах. Электрохимические методы. Нейтронно-активационный анализ.

Методология меченых атомов и радиохимические методы анализа. Оптически детектируемый магнитный резонанс. Магнитно-резонансная и магнитно-силовая микроскопия). 

4. Развитие некоторых стержневых представлений химии

4.1. Дискретная природа материи.

4.2. Химические элементы.

4.3. Химическая связь.

4.4. Химическое строение.

4.5. Термохимия и химическая термодинамика

(Развитие представлений о химических равновесиях, химической энергии и химическом потенциале. Статистическая термодинамика в химии. Переход от термодинамики изолированных к термодинамике открытых систем, от термодинамики равновесных состояний к термодинамике стационарных и неравновесных).

4.6. Химическая кинетика

(Развитие представлений о скоростях химических реакций. Развитие представлений об элементарных актах химических взаимодействий. Развитие учения о цепных процессах.).

4.7. Катализ.

4.8. Электрохимия.

4.9. Фотохимия.

4.10. Коллоидная химия.

4.11. Развитие кристаллохимии. 

5. Развитие ведущих исследовательских методов ХХ в.

5.1. Хроматография

(Поучительные особенности открытия адсорбционной хроматографии. Причины задержки и резкого возрастания интереса к ней в 1-й трети ХХ в. Открытие других видов хроматографии. Влияние хроматографии на развитие химии).

5.2. Химическая радиоспектроскопия

(Открытие и развитие применения в химии ЭПР, КМР, ПМР и ЯМР высокого разрешения. Импульсная ЯМР-спектроскопия. Магнитные и спиновые эффекты в химических реакциях. Влияние радиоспектроскопии на развитие химии. 

6. Социальный заказ, развитие химических технологий и химической науки.

Древняя металлургия золота, серебра, свинца и сурьмы, меди и ее сплавов. Металлургия железа. Керамика и стекло. Минеральные пигменты и органические красители. Технологии выпаривания, экстракции и крашения. Производство соли и поташа. Производство папирусной бумаги. Едкое кали, нашатырь, мыло. Химические производства раннего Средневековья (сахар, спирт, листовое стекло, живопись по стеклу). Химическая техника позднего европейского Средневековья (выплавка железа через передельный чугун, изготовление пороха, получение сильных кислот, закладка селитрянец и выщелачивание селитры, купоросы и квасцы, цветные эмали и стекла). Химическая техника эпохи европейского Возрождения (промышленное мыловарение, получение эфирных масел, усовершенствование металлургии меди).

Химическая промышленность начала Нового времени. Потребности стеклоделия, мыловарения, текстильной промышленности и производство соды по Леблану. Производство серной кислоты для сульфирования индиго. Беление хлором и производство «белильной извести». Производство кокса для металлургии, газа для освещения и накопление каменноугольной смолы.

Химическая промышленность Х1Х в. Проблемы использования каменноугольной смолы, исследования ее состава и возможности применения. Потребности в красителях для тканей и синтез ализарина и фуксина. Развитие промышленности органических красителей. Потребность во взрывчатых веществах, создание динамитов и бездымных порохов. Создание производства целлулоида. Развитие строительства и развертывание производства цементов. Появление двигателей внутреннего сгорания, проблема моторного топлива и смазочных масел.

Химическая промышленность ХХ в. Потребность во взрывчатых веществах и промышленный синтез аммиака. Увеличение плотности населения, распространение эпидемических заболеваний и развитие фармацевтической промышленности. Развитие электротехники, потребность в электроизоляции и развитие фенолформальдегидных полимерных материалов, полиорганосилоксанов и термостойких полимеров. Коррозия металлов и поиск химических средств и методов борьбы с ней. Недостаток природных материалов, синтез каучука и полимеризационных пластмасс. Развитие товарного сельского хозяйства и потребность в минеральных удобрениях, уничтожение межей и проблема борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Прямая связь химической науки и промышленности. Развитие химической науки, опережающее запросы практики. 

7. Взаимодействие химии с другими науками в их историческом развити

7.1. Химия и философия.

«Предхимия» в рамках синкретической преднауки Древнего мира. Взаимосвязь этики, геометрии и превращения элементов у Платона. Химический аспект философии Аристотеля. Роль идеологии и ритуалов ранней алхимии в возникновении герметической философии, а также обрядов и символики масонства. Развитие органической химии и метаморфозы витализма. Химический состав Вселенной и представления о ее целостности.

7.2. Химия и математика.

Количественные меры в химии. Химическая метрология. Кристаллохимия и теория групп. Математический аппарат в физико-химических расчетах. Химическая интерпретация физического сигнала с помощью математического анализа и превращение математического аппарата в непосредственный инструмент физико-химического измерения. Место и роль математики в квантовой химии. Химия и теория графов. Проблемы макрокинетики и математического моделирования химических процессов и аппаратов. Математическое планирование и математическая оценка химического эксперимента. Математика и молекулярный дизайн.

7.3. Химия и физика.

«Физическая химия» у М. В. Ломоносова. Физическое измерение в химии. Физическая химия Х1Х в. Химическое состояние, химическое превращение и физический сигнал, «физикализация» химии в ХХ в. Физические явления и физические воздействия как факторы возникновения химических направлений и дисциплин. Радиохимия как фактор развития физики. Физические теории строения материи и интерпретация химической связи. Физическое объяснение химических явлений и проблема сведения химии к физике, физико-математическая интерпретация периодического закона и ее неполнота.

7.4. Химия, биология и медицина

Ятрохимия как медицинская ипостась алхимии. Химико-медицинская философия Парацельса. Развитие представлений о химической сущности базовых биологических процессов. Исследование брожения и других биохимических процессов. Химия и учение о ферментотивных процессах. Изучение и постижение молекулярной природы наследственности. Лекарства и яды. Химическая структура и биологическая активность. Молекулярная биология и проблема сведения биологических процессов к химическим. Проблема функционирования живого как центральная проблема науки.

7.5. Химия и науки о Земле.

Геохимия как история распределения химических элементов и их соединений в оболочках Земли. Минералогия как химия земной коры. Биогеохимия В. И. Вернадского. Возникновение геокристаллохимии. Происхождение нефти.

7.6. Химия, общественные науки и общество.

Химические методы в истории и археологии. Химия и криминалистика. Химическая экология. Развитие цивилизации, химические загрязнения и проблема «самоубийственных» химических технологий. Социальные проблемы, общественные отношения и химический анализ. Формы собственности и развитие химии.

Персоналии и более подробное изложение содержания разделов 1–5.

Приведены в «Программе кандидатского минимума по истории химии для химических специальностей» (22 стр. через 1 интервал). находящейся в оргкомитете Комиссии и ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН. 

Рекомендуемая основная литература

1. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до ХVII в. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1980. 399 с.

2. Всеобщая история химии. Становление химии как науки. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1983. 463 с.

3. Всеобщая история химии. История учения о химическом процессе. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1981. 447 с.

4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии Ч. 1. М.: 1969. 455 с. Ч. 2. 1979. 477 с.

5. Кузнецов В. И. Диалектика развития химии. От истории к теории развития химии. М.: 1973. 327 с.

6. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. 1967. 316 с.

7. Блох М. А. Биографический справочник. Выдающиеся химики и ученые ХIХ и ХХ столетий, работавшие в смежных с химией областях. Т. 1. 372 с., Т. 2. 313 с. Л.

8. Блох М. А. Хронология важнейших событий в области химии и смежных дисциплин и библиографии по истории химии. Л., М.: 1940. 754 с.

9. Быков Г. В. История электронных теорий органической химии. М.: 1963. 423 с.

10. Кедров Б.М. Три аспекта атомистики. М., 1969. Кн. 1. 293 с., Кн. 2. 313 с. Кн. 3. 307 с. 

Дополнительная литература

1. Дмитриев И. С. Периодический закон Д. И. Менделеева. История открытия. СПб.: 2001. 156 с.

2. Быков Г. В. История классической теории химического строения. М.: 1960. 311 с.

3.  Трифонов Д. Н. О количественной интерпретации периодичности. М.: 1971. 159 с.

4.  Шептунова З. И. Химическое соединение и химический… (Очерк развития представлений). М.: 1972. 214 с.

5.  Фаерштейн М. Г. История учения о молекуле в химии (до 1860 г.). М.: 1961. 368 с.

Главная Программы кандидатских экзаменов
Сейчас 148 гостей онлайн